Тихвин - Лео Костылев, Президент МАПП


«И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?»
Евангелие от Луки, 1, 43


Приятель позвонил мне в начале мая с приглашением на выходные. «Я уезжаю в Тихвин» – с неохотой ответил я. «А что там делать?» – последовал ответ-вопрос, который я знал заранее, оттого и не хотел признаваться. Приятель мой относится к той категории людей, реакции которых я почти всегда угадываю заранее, поэтому иногда и испытываю некоторые сложности в общении с ним. Ответы на сакраментальный русский вопрос «что делать» я не связываю с географическими координатами. Мои «дела» стоят в длинной нескончаемой очереди и лишь немногие из них имеют надежду на то, что будут исполнены хоть в какой-нибудь обозримой перспективе. К тому же, в Тихвин не нужно ехать «делать» что-нибудь, а скорее, отдыхать от «делания» и «дел». Душой.



Тихвин – маленький северный русский городок, в котором испокон веков проживало одно из финно-угорских племён – вепсы. Где-то прочитал, что название города образовано из двух финно-угорских слов: «тих» - дорога и «вин» - вода. В Тихвине действительно есть и то, и другое, и всё же, позволю себе выразить сомнение в таком переводе. Очень уж далёкая ассоциация с финскими словами и слишком уж подходящий смысл.
Основной достопримечательностью Тихвина является Успенский мужской монастырь. Построен он был в несколько этапов для хранения чудотворной, по мнению православного духовенства, Тихвинской иконы Божьей матери, явившейся здесь также чудесным образом в 1383 году. По преданию, автором иконы является евангелист Лука, писавший портрет Богоматери с натуры и даже закрепивший свою творческую работу её личным благословением.

Произведение хранилось сначала в Риме, а затем было перевезено в Византию, когда последняя стала общепризнанным центром христианства. Там для иконы был построен Влахернский храм, в котором Одигитрия (одно из имён Богородицы, означающее «путеводительницу») находилась плоть до своего таинственного исчезновения за несколько лет до падения Византии под ударами турок. Явившись в Тихвине, икона быстро обрела своё место в построенной для неё Успенской церкви, вокруг которой впоследствии и возник монастырь с крепкими каменными стенами вокруг него.Тихвинская икона Божьей матери является одной из наиболее почитаемых в православии. Паломничество к ней началось ещё со времён Василия III, вследствие чего Тихвин скоро стали называть «царским богомольем», а икона приобрела роль заступницы и защитницы России от врагов. Интересным и поистине чудотворным является не только начальный этап жизнь иконы. В 1920-м году Успенский монастырь был закрыт, его церкви разграблены, а ценная утварь распродана. Однако, Тихвинская икона Божьей матери чудом уцелела. По одним источникам, она хранилась в Краеведческом музее, другие утверждают, что провела двадцать лет спрятанной в земле. В любом случае, во время оккупации Тихвина немцами в 1941-м году икона вновь обнаружилась и была отправлена во Псков, где при помощи немецких оккупационных властей активно возрождалось православие. В конце войны, когда Красная армия оттеснила вражеские войска за границы России, икона, порученная на хранение латышскому православному священнику, Рижскому архиепископу Иоанну (Гарклавсу), была перевезена в Ригу. Но и там не задержалась надолго, так как фронт стремительно двигался на Запад. Далее была Польша, Чехословакия и, наконец, американская зона оккупации в Германии. В 1950-м году икона оказалась в США, где была помещена в Свято-Троицком соборе в Чикаго. Умирая, отец Иоанн завещал своему приёмному сыну Сергею, ставшему также священнослужителем, вернуть Тихвинскую икону Божьей матери назад в Россию, но только после того, как монастырь снова станет действующим. Переговоры о возвращении иконы начались в 90-е годы, когда в России стали восстанавливаться церкви и монастыри, и в 2004-го году Тихвинская икона Божьей матери наконец-то оказалась на своём месте – у первого столба Успенского собора справа. Это же место икона занимала и в византийском Влахернском соборе. Жаль, что формат статьи не даёт возможности рассказать в полном объёме захватывающую и полную драматизма историю путешествия иконы в последние годы Второй мировой войны, но, надеюсь, что эти строки подвигнут заинтересовавшихся разыскать информацию об этом в интернете.
Помимо Успенского монастыря в окрестностях Тихвина было с незапамятных времён еще несколько мужских и женских обителей, и почти половина населения города в начале ХХ века была из духовенства или из семей священников. Одним из таких мест является Дымский монастырь, расположенный в двух десятках километров от города в сторону Вологды. О нём мы услышали в прошлый свой приезд в Тихвин в трапезной Успенского монастыря от молодой пары из Бокситогорска, которые питались монашеской пищей за одним столом с нами. Они же и рассказали о чудотворном кресте, стоящем посреди озера. Желающий здоровья и благополучия должен доплыть до креста и дотронуться до него. На самом деле, крест оказался не совсем посреди озера, но с плохим здоровьем доплыть до него вряд ли получится легко. Дымский монастырь, как и многие обители России, ещё только восстанавливается. Везде видны следы строительных работ, что-то ещё в стадии реконструкции, кое-что уже действует. К примеру, желающим плыть к кресту устроена раздевалка со шкафчиками, а ожидающим скамейки и даже часовня. 9-го мая было ещё так зябко, что мы не решились плыть, а лишь сделали фотографии креста и поставили свечку в часовне. Главная церковь монастыря тоже уже действует, но ещё не достроена до конца. Кирпичные стены ждут облицовки, а пока они представляют зрителю сами себя. На каждом новом кирпиче церкви – имя. Имена тех, кто кирпичи в эту стену заложил. Конечно, люди жертвовали деньги не для того чтобы увековечить себя, так сказать, в кирпиче, но если бы я решал, то не стал бы штукатурить эту стену вообще. Она – сама по себе памятник.
Продолжение следует